Лыткарино. Новости

Яндекс.Погода

четверг, 27 июля

ясно+19 °C

Онлайн трансляция

Директор Лыткаринского историко-краеведческого музея подвела итоги года в Международный день музеев

18 мая 2017 г., 16:53

Просмотры: 345


День музеев – профессиональный праздник для всего музейного сообщества, который отмечается 18 мая. Музей – это часть культуры, и ежегодно этот день становится культурным событием – музейные работники стараются к этой дате представить достижения своей работы, подвести некоторые итоги. Накануне праздника наш корреспондент побеседовал с директором Лыткаринского историко-краеведческого музея Надеждой Голубевой.

– Надежда Васильевна, расскажите, какими успехами и достижениями ознаменован прошедший годовой период.
– Год прошел под эгидой большой научно-исследовательской работы. Был сделан ряд открытий, которые мы планируем представить на конференции – традиционных Чернышевских чтениях, которые пройдут осенью. Хочу отметить, что этот год был плодотворным, мы прояснили довольно много интересующих нас белых пятен. В архивах обнаружены новые фонды, содержащие сведения о наших дворянских родах.

– Расскажите о самых интересных открытиях.
– Мы с точностью установили дату рождения Александра Ивановича Чернышева. Дело в том, что в разных источниках указываются две даты – 1785 и 1786 годы. Было рассмотрено множество документов, и путем их сравнения, а также на основании письма, написанного лично Чернышевым, мы смогли сделать вывод, что он родился 30 декабря 1786 года. Это письмо хранится в Российской государственной библиотеке. Почему в документах встречаются разные годы рождения – это довольно интересная история. Мы выяснили, что в 1785 году у Чернышевых родился ребенок, который был назван Александром, но он скончался, не прожив и нескольких месяцев. Спустя год родился «наш» Александр Иванович Чернышев, мать также дала ребенку имя Александр в честь своего брата – фаворита Екатерины II. 
Второе открытие – нами было установлено, что графская ветвь рода Чернышевых и ветвь сенатора Ивана Львовича Чернышева, отца Александра Ивановича, – это близкие родственники. Это важно в связи с тем, что в некоторых, особенно советских публикациях, говорилось о том, что они просто однофамильцы.
Еще одно большое свершение – мы очень давно искали библиотеку Чернышевых, которая была вывезена из усадьбы. Причем библиотек было несколько – непосредственно Александра Ивановича, его старшей дочери Елизаветы Александровны Барятинской, его сына и внука. Нами найден каталог, который, содержит перечень всех книг библиотеки А.И. Чернышева. Теперь мы знаем, какие книги интересовали военного министра. Это огромный раздел по военной истории и военному делу – уставы, собрания законов и постановлений воинского управления, солдатские правила, большой раздел по картографии, многотомник «История государства Российского» Н.М. Карамзина, журналы, собрание полезных и приятных рассказов для юношества, художественная литература, например, произведения К.Б. Батюшкова, В.А. Жуковского, И.И. Лажечникова и передовые французские романы – всего порядка 500 наименований книг. Некоторые книги мы нашли, в том числе большие подарочные издания – фолианты, они хранятся в музее книги Российской государственной библиотеки.
Хочу сказать, что в этом году нам удалось уточнить многие сведения – не только те, которые касаются А. И. Чернышева и его родственников, но и истории города Лыткарино.
 

– Что в большей степени затрудняет проводимые исследования?
– В первую очередь, мы столкнулись с определенной проблемой – переписка личного характера велась на французском языке, причем это скоропись, вызывающая большие сложности в плане перевода. Что-то нам удалось перевести, что-то пока нет. Мы думаем, где найти специалистов. Хотелось бы обратиться к читателям – если у кого-то есть возможность помочь с переводом, мы были бы очень рады.

– Работа продолжается? Каковы планы на ближайший период?
– Радует, что сейчас у нас сформировался дружный коллектив единомышленников, которые друг друга дополняют. Появляются новые сотрудники – недавно появился специалист, который будет вести методическую работу.
За время работы музея было разработано большое количество мероприятий, программ, мастер-классов, собран большой архив методических документов, который мы будем систематизировать. 
В архивах города Москвы было обнаружено множество документов, копии которых нам необходимы для дальнейшей исследовательской работы. Мы смогли привлечь благотворителей, которые оплатили покупку изображений новых архивных документов, потому что сейчас архивы не дают копировать документы бесплатно. 
Ведется большая работа по систематизации нашего историко-краеведческого архива.Планируется создать сводный каталог, которым могут воспользоваться исследователи, школьники, педагоги, писатели. 

Еще одно достижение прошедшего года – заработал читальный зал музейной библиотеки, где можно поработать с книгами и краеведческим архивом. Также в зале теперь проводятся и мероприятия. Мы стараемся комплектовать книги по тем темам, которыми занимается музей, – военная история, усадьбоведение, дворянская культура. Так как библиотека складывалась из даров, есть большой раздел по искусству, этнографии, народному быту. 
Для развития услуг мы прорабатываем возможность присоединиться к акции буккроссинга. Суть ее заключается в том, что человек может взять с книжной полки, расположенной в определенном месте, книгу и поставить туда свою, уже прочитанную. Мне кажется, что такой книговорот будет востребован, например, для тех, кто отдыхает в парке музея и захочет почитать книгу. Партия книг для этой акции нами уже приготовлена.

Подмосковье-один из лидеров
Подмосковье является одним из лидеров по количеству памятников архитектуры в России. Большую часть подобных памятников представляют усадьбы. 
В Московской области насчитывается более сотни усадеб и поместий разных времен и стилей. Многие из них являлись родовыми гнездами известных писателей, поэтов и государственных деятелей.



– Как продвигаются реставрационные работы?
– За прошедший год было сделано много отделочных работ, например, положили паркет, были восстановлены изразцовые камины. Сейчас реставрация закончена почти на 90 процентов. Осталось самое важное – входная зона, зона для приема посетителей, два выставочных зала и внутренний двор. Завершить реставрационные работы мы планируем в 2018 году. В планах также – реставрация мебели, музыкальных инструментов. Большая кропотливая работа – это создание экспозиций. Поэтому мы привлекаем экспертов – историков, специалистов крупных музеев, художников-экспозиционеров – к разработке концепции.
Хочу отметить, что мы получили заключение по ранее обнаруженным изразцам и штукатурке усадебного дома – нам подтвердили, что они относятся к XVIII веку. Скоро должны передать заключение по каменной кладке – она тоже XVIII века, то есть мы обнаружили фундамент, основанный еще Никитой Моисеевичем Зотовым.

– Надежда Васильевна, по-вашему, зачем человек идет в музей?
– У меня консервативный взгляд на музей. И я не совсем принимаю то, что сейчас преподносят как музейные новшества. Например, виртуальные экскурсии – это хорошо только в том случае, если человек точно знает, что он никогда не сможет посетить то или иное место.
Но для эмоционального человеческого восприятия необходимо чувственное, образное, духовное начало – заходя в старинный дом, почувствовать запах дерева, нагретого солнцем, пройдя по усадебным залам, услышать скрип паркета, послушать звучание старинного рояля XIX века, услышать бой часов, стоящих на каминной полке. Когда человек приходит в музей, он погружается в особую атмосферу, бережно приоткрывая завесу истории. 
Если говорить о развитии музейной деятельности, то мне импонируют такие музейные программы, как, например, «Игры наших бабушек», «Я приглашаю вас на бал» – когда посетители погружаются в атмосферу, соответствующую определенному времени, им предлагают примерить старинные наряды, покружиться в вальсе, попить чай с травами, который пили предки. 
Мы знаем, что в нашей усадьбе были яблоневые сады. Мария Александровна Чернышева всегда приезжала на Яблочный спас. Мне думается, что одна из музейных программ как раз может быть связана с этим и включать в себя, допустим, дегустацию яблочных пирогов, можно устраивать яблочные фестивали. Есть множество разных вариантов для того, чтобы в музее было интересно. 
У меня есть мечта – поставить в музее сенсорный киоск, который мог бы находиться в зоне приема посетителей. Если человек во время экскурсии заинтересовался чем-то, он может задержаться и почитать дополнительные сведения о предметах – кому они принадлежали, откуда поступили, для чего нужна была эта вещь. В сенсорный киоск можно заложить огромное количество информации, касающейся наших фондов, потому что не все предметы будут выставлены в экспозиции, а также много краеведческой информации.
Там могут быть также игры для детей, музыкальные номера, викторины.

– Каков он – музей будущего?
– Экспозиции музея-усадьбы – это застывшая история. Они хранят память о событиях и людях. Хочется, чтобы посетитель имел возможность не только посмотреть на памятники культуры, но и окунуться глубже в историю. Досуговые программы, современные технологии и новшества не должны убирать образовательную составляющую, иначе есть большая опасность, что из научно-популяризационной сферы работа музея может перейти в досугово-развлекательную.
Я твердо уверена, что музей должен нести в себе новые знания и обогащать человека.
В нашем городе располагались две усадьбы, связанные с громкими именами, оставившими след в истории. Особого внимания заслуживают наши старинные промыслы – это то
наследие, которое есть не у каждого города. Этот огромный пласт материалов дает нам широкие возможности. Мне хочется, чтобы люди, посещая музей, могли приятно провести время, отдохнуть, узнать для себя что-то новое, а также испытать гордость за Лыткарино и его огромную историю.

Марина ГОЛОВА, фото Максима СЛИЗОВА и из архива музея.

Голова Марина Александровна